воскресенье, 30 апреля 2017 г.

Записки о Латинской Америке(часть 37.) - Скульптор Тачуэла и его друзья.

Скульптор Тачуэла.

25 марта 2016.

Перед отъездом написал скульптору Тачуэле, что приеду в Мендозу примерно в 16.00. До этого посещал город в самом начале данного путешествия, где случайно встретил Тачуэлу, и тот приглашал в гости на обратном пути. Сегодня скульптор приехал за мной на автовокзал, что стало неожиданностью. Я думал, мне самому придется искать его в городе. «А чему ты удивляешься?» - спросил артист, - «Ты написал мне время приезда, и я точно к этому времени и прибыл!» С ним была его дочь и ее подруга. Сам Тачуэла только два часа назад вернулся на автобусе из Буэнос-Айреса, где влюбился в одну даму. Вначале он рассказывал о ней, пока ехали в машине к нему домой. В этот и последующие дни мы с Тачуэлой заезжали в гости к его родственникам и друзьям. Им он повторял свою романтическую историю снова и снова. Скульптор ездил в Буэнос-Айрес на закрытую вечеринку, которую проводил один богатый коллекционер, решивший пригласить на нее самых известных деятелей искусства в Аргентине. Там Тачуэла и познакомился с этой девушкой-фотографом...

Дом Тачуэлы.

Деревянная скульптура.

Интерьер дома Тачуэлы.

Дом и скульптура.

Дом Тачуэлы находится на окраине Мендозы. Его скульптор построил сам. Это одноэтажное строение на небольшом участке земли. В районе есть другие жилые дома, но именно рядом с жилищем Тачуэлы — какие-то производственные сараи. В одном из них целый день кипит работа — что-то шлифуют и отбивают молотком. У Тачуэлы в доме не проведено муниципальное электричество и водопровод, поэтому данные блага он получает от этого «завода». Электроэнергия есть только в рабочие часы предприятия, т. е. с утра и до вечера. Когда темнеет, то света уже нет, и для освещения Тачуэла использует свечи. Во дворе растут цветы, съедобный кактус туна(лат. название - Opuntia), а также стоит ванна, слегка наполненная дождевой водой. В гостях у скульптора я ел этот кактус, а также попробовал напиток под названием panela — воду с растворенным в ней тростниковым сахаром. Однажды Тачуэла достал толстые связки газет и журналов — все эти издания содержали статьи о нем самом, фотографии его произведений. В одной из статей имелось фото скульптора, но не в привычном для людей искусства романтическом образе творца. На этом изображении я увидел воинственного Тачуэлу с царапинами на лице. Как он рассказал, однажды в его дом пытались проникнуть грабители с целью украсть инструменты. Однако скульптор находился внутри. Он стал сражаться с ними и обратил воров в бегство. Конечно, ему досталось, но и нападавшие убежали не просто так — Тачуэла бил их кулаками, тяжелыми предметами и напоследок закидал камнями. Что удивительно, на место событий быстро подоспела не только полиция, но и репортеры, которые сфотографировали скульптора и взяли у него интервью. Похитители скрылись с пустыми руками. Тачуэла начал создавать свои скульптуры примерно в 2008 году. Как он сам о себе рассказывает: «я один из немногих, кто полностью живет за счет скульптуры; большинство артистов имеют, как правило, дополнительный заработок, вроде преподавания, но я не хочу быть учителем — это мешает творить». Несколько произведений Тачуэлы есть во дворе его дома. Особенностью работ автора являются вырубленные специальным диском кубы в камне. Моего воображения и знания форм не хватает для того, чтобы в тексте описать это искусство. Одним из его небольших образцов Тачуэла закрыл кусок разбитого окна. Гораздо больший валун лежит напротив дома. Чтобы находить камни, скульптор специально ездит в горы, поблизости от Мендозы. Должно быть, процесс выбора камня для скульптуры выглядит очень интересно, потому что художник берет не первый попавшийся, и поиск занимает относительно много времени.

История искусства Мендозы.

В доме бабушки и мамы скульптора есть книга «История искусства Мендозы», отдельная ее страница посвящена Тачуэле, на ней — биография, фотографии нескольких работ и его самого.

Биография скульптора.

Тачуэла

Стекло и камень.

Обработанный камень.

Ванна в саду.

Собака на матрасе.

Боливийцы

В настоящее время вся семья Тачуэлы занимается искусством, но изначально он был первым. Лишь позже его примеру последовали мать, отец, сестра и брат. Вечером поехали в гости к маме и бабушке скульптора. Она показала свою мастерскую, где изготовляет брелки из коровьего рога. Один из брелков позже был подарен мне. На стенах в прихожей — картины, нарисованные матерью Тачуэлы. Основные сюжеты в них — сельские сцены и зарисовки из жизни старого города. Бабушка Тачуэлы — очень веселая, много расспрашивала о России. Чуть позже побывали также в доме брата Тачуэлы. Я удивился, когда увидел на кухне мотобайк. Возможно, в Аргентине парковать транспорт на кухне — это в порядке вещей. Правда, до этого однажды в Боливии приходилось видеть припаркованный в большой комнате мотоцикл. Брат занимается «артезанией», то есть созданием различных поделок - но не сувениров, а разнообразных приспособлений для приготовления традиционного блюда carne asada.

Боливийцы в лодке.

Мотоцикл на кухне.

Парилья.

26 марта 2016.

На следующий день поехали в гости к Марсело, другу Тачуэлы. Во дворе своего дома Марсело готовил это самое «карне асада» - так в Аргентине именуют мясо, приготовленное на гриле. Parilla — местное название гриля. У Марсело он представляет из себя бочку, разрезанную пополам. Когда бочка открывается, на одну из ее половин кладут мясо, а сверху прикрывают другой половиной. Мясо лежит на решетке, снизу — угли. Рядом с parilla находится специальная подставка с горящими на ней дровами, откуда готовые угли берутся и перекладываются под мясо(после — оно готовится таким образом в течение 1 часа). В верхней половине бочки есть труба-дымоход. Pinsa — клешни, с помощью них перекладывают дрова. Pala — лопата. Artisador — инструмент, предназначенный для того, чтобы сдвигать угли. «Карне асада» — традиционное аргентинское блюдо. Его приготовление так же популярно в Аргентине, как горячий напиток матэ. Тем не менее, «карне асада» сегодня я поел впервые за все мои путешествия по этой стране. Обедали вместе с семьей Марсело. Тачуэла играл на гитаре. В его репертуаре более двадцати песен. До того, как начать заниматься скульптурой, у него была своя музыкальная группа и он путешествовал по Южной Америке автостопом.

Закрытая парилья.

Мясо на парилье.

Деревянная планета.

Дервянное искусство.

Пабло Комадран.

27 марта 2016.

Утром ходили в гости к скульптору Pablo Comadran. В отличие от Тачуэлы он работает не с камнем, а с деревом. Из работ автора особенное впечатление на меня произвели деревянные планеты. Они и другие изделия из стволов и корней деревьев выставлены во дворе на траве. В мастерской я увидел различные станки, шкафы и банки. Все покрыто древесной пылью. Вечером снова побывали у бабушки, мамы и сестры Тачуэлы. Во дворе(патио) с пальмой ели за столом равиоло и курицу.

Сухие листья.

Скульптура из дерева.

Картина с яблоками.

Полотна художника.

Такси на картине.

Карлос Эскориза.

28 марта 2016.

Вчера вечером Тачуэла вернул брату заимствованный у него мотобайк, поэтому сегодня мы бродили по городу пешком. У скульптора были небольшие трудности с финансами и он не мог себе позволить ездить на своей машине. Тем более, она не совсем исправна, и за день коротких поездок по городу на топливо может уходить до ста песо. Мы подошли к отелю Шератон, и Тачуэла показал две свои скульптуры, выставленные у входа: Ojo(«око») и Siego(«слепой»). На обеих из них(как и почти на всех работах аргентинца) нанесены тексты брайле для слепых. На скульптуре Siego написаны отрывки из прозаических произведений Борхеса, всемирно известного аргентинского писателя. Во второй половине дня Тачуэла взял машину у отца и мы поехали в гости к художнику Carlos Escoriza. Отдельно от дома у него во дворе есть своя собственная картинная галерея. Не все работы поместились на стенах. Одна из картин представляет из себя вид из окна легковой машины на трассу с проезжающей впереди фурой, фон — типичный аргентинский пейзаж с шиной на обочине и равниной. Я вспомнил, что уже видел эту картину в книге «История искусства Мендозы». Впервые в жизни вслед за ознакомлением с картиной в книге я почти сразу имею возможность увидеть ее в оригинале и даже пообщаться с художником. И не просто пожать ему руку на какой-нибудь выставке, а быть приглашенным в гости. Я высказал это вслух Карлосу Эскоризе — тот улыбнулся. На изображении с фурой угол тента у ее кузова очень изящно загнут — это придает реалистичность сцене с едущим грузовиком и заставляет вспомнить о собственных путешествиях и приключениях. В итоге, картина вызывает ностальгию и целую гамму неизвестных чувств, которые не понять тому, кто не изучал искусство в институтах и библиотеках семь лет подряд. Только дипломированные специалисты могут разобраться во всех этих чувствах и разложить их по музейным полочкам. Какого анализа стоит ожидать от меня? Картина мне понравилась, вот и всё.

Мое интервью с аргентинским скульптором Тачуэлой.

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>

Банк Мендозы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий